ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА


Текущее время: 20 ноя 2017, 15:15

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу Пред.  1, 2
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 окт 2012, 08:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 окт 2012, 05:12
Сообщения: 2
Хочу поделиться своим впечатлением от прочитанного проекта программы «Развитие лесного хозяйства на 2012 - 2020 годы». http://www.rosleshoz.gov.ru/activity/fi ... gramma.pdf

1. Всего планируется потратить около 326 млрд государственных руб. Из них (государственных) 102 млрд на борьбу с пожарами, 12- с вредителями, 38 – на воспроизводство лесов и 3,8 млрд – на науку и образование.
Если декларируется сохранение и воспроизводство лесов наряду с увеличением рубок, то и вклады в воспроизводство должны быть соответствующими, т.е. близкими с затратами на пожары. Без восстановления кадров, потерянных за последние годы, эффективно эту задачу решить невозможно.
2. Проект предусмотрительно не оговаривает ни конкретные цифры зарплат в лесном хозяйстве, ни конкретные цифры прироста площади лесов (все в общих чертах: планируется повышать показатель отношения средней зарплаты в отрасли к средней зарплате по стране, однако в Приложении №1 эта цифра, равная 71.1%, не изменяется до 2020 года?!).
3. Говорится об особой заботе о территориях, потерявших леса (что очень важно), но при этом приводится только средняя цифра лесистости по стране, которую хотят сохранить -46.6%. Почему бы наряду с этим рубежом не написать конкретно, что сегодня на этих территориях лесистость составляет 5-27% и ее планируется увеличить соответственно до 10-35% в тех же районах, не снижая лесистости лесных районов. В этой же части написано о стремлении сохранить «баланс между убылью лесов и темпами лесовосстановления» (какой именно баланс? по-видимому, 1:1), т.е. прирост лесистости на данных территориях не намечен и мало облесенные территории такими и останутся?
4. Особо важный вопрос – в Программе отмечается, что сегодня в РФ площадь нетронутых лесов составляет 19%, но из текста далее следует, что их планируется рубить, только в каком-то другом режиме. Этого ни в коем случае делать нельзя. Природа сама является лучшим хранителем своего биоразнообразия, всякое вмешательство со стороны человека его снижает. Девственные леса – это то Богатство (не такое уж большое по относительной площади), которое надо сберечь в первозданном виде!
В этой связи следует подчеркнуть, что увеличение доли семян с «улучшенными наследственными свойствами», как одна из задач Проекта – это ошибка разработчиков проекта, введенных в заблуждение коньюктурными публикациями ряда исследователей. В популяциях сосредоточено природное генетическое разнообразие растений, которые проявляют свои «улучшенные качества» в разных условиях роста. Поэтому отбор и выращивание только тех из них, которые лучше растут в местах испытания (при данных условиях) со 100% прогнозом приведет к снижению генетического разнообразия искусственных лесов и их низкой устойчивости в случае смены климата. Тот же эффект ожидается и от рубок ухода, площадь которых так же предусматривается увеличить в молодняках и от выборочных рубок, которые также планируется увеличить (в разделе по лесоэксплуатации). Выборочными рубками, наоборот, удаляются из древостоя наиболее подходящие для данных климатических условий деревья.
5. По тексту Проекта неоднократно декларируется «обеспечение сохранения экологических функций и биоразнообразия лесов», при этом среди приведенных «индикаторов оценки результатов проекта» не приводится ни одного конкретного показателя, отражающего сохранение экологических функций и биоразнообразия лесов. То же можно сказать и о показателях повышения качества научных исследований и квалификации работников лесного хозяйства. Единственным мерилом всех указанных составляющих может служить только сам лес – увеличение его площадей, улучшение породного состава, снижение потерь при лесоэксплуатации.
6. В Проекте справедливо отмечено уменьшение числа научных сотрудников в 5 раз за последние 10 лет, но при этом на практике планируется «оптимизировать» вузы и сократить число образовательных учреждений (кафедр) лесного профиля (Владивосток, СПб). Не понятно, с какой целью предлагается создать филиал СПб института лесного хозяйства в Сибирском ФО, если в сибирских городах Томске, Новосибирске, Иркутске уже имеются НИИ (лаборатории) лесного профиля? Может, лучше финансово и кадрами укрепить уже имеющиеся институты? Вполне конкретным и понятным, в связи с выше сказанным, в дополнение к перечисленным мерам улучшения кадрового и научно-технического обеспечения, было бы стремление постепенно, по мере подготовки и отбора достойных людей, увеличить численность кадров НИИ лесного профиля в 1.5-2 раза (т.е. в 2,5 раза ниже, чем было в советский период). Таким образом сумма в 3,8 млрд. руб. на науку, образование и зарплаты в лесном хозяйстве, вместе взятые, явно недостаточная.
7. В мерах борьбы с вредителями необходимо уточнить, что для ликвидации очагов вредителей будут использованы (разработаны) экологически безвредные средства, т.к. их воздействие на фитоценозы в целом может быть негативным (и эту реакцию тоже надо исследовать).
Небольшие вопросы:
Планируется проведение профилактических контролируемых выжиганий на площади 2,2 млн га… где возьмут столько специалистов? Непрофессиональные выжигания могут привести к еще большим потерям от пожаров. И нужны ли выжигания сразу на таких огромных площадях?
В подпрограмме «Воспроизводство лесов» нет показателя общей площади удовлетворительно естественного возобновленных вырубок и горельников к площади самих вырубок и горельников.
В приведенном анализе возможных рисков нет риска причинения вреда лесам и лесному хозяйству России от ошибок, заложенных в новом Лесном кодексе и данной программе.
Очень хорошо прописан 3-й абзац в п. II на стр. 76, который и надо было подробно развивать в Проекте!


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 ноя 2012, 07:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 ноя 2012, 06:46
Сообщения: 5
hylobius писал(а):
Раздел "Экономические механизмы лесоуправления и развития лесного сектора" содержит следующую формулировку:
"Использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемых с учетом состояния лесов, экологической и социальной ценности, а также экономической и технологической доступности."

В данной формулировке фактически декларируется допустимость установления заниженной платы за лесные ресурсы, позволяющей лесопользователям получать прибыль не за счет использования высокоэффективных методов и технологий ведения хозяйства, а за счет ухудшения качества лесов, т.е. за счет паразитирования на общенародном достоянии и федеральной собственности.


В дополнение к этой формулировке лишь следует уточнить, что размер платы определяется аукционом.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 ноя 2012, 22:23 
Не в сети
Эксперт

Зарегистрирован: 05 июн 2012, 13:58
Сообщения: 11
Александр Деловеров писал(а):
В дополнение к этой формулировке лишь следует уточнить, что размер платы определяется аукционом.


Увы, в нынешней ситуации с аукционами (если не договорные, то некорректно организованные, в том числе из-за общего несовершенства законодательной базы), это ни чего не даст.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 22 фев 2013, 21:22 
Не в сети
Эксперт

Зарегистрирован: 03 июн 2012, 20:31
Сообщения: 16
В третьей редакции раздел назвали "Повышение конкурентоспособности лесного сектора, развитие глубокой переработки лесных ресурсов". Не очень понятное изменение, лесоуправление, как объект совершенствования экономических механизмов куда-то выпало. Может в раздел о плате за лесные ресурсы? Но когда заходит речь об инвестициях, не надо забывать, что деньги извне приходят к нам для того, чтобы в конечном счете забрать что-то у нас. Поэтому условия работы инвесторов должны быть понятными и справедливыми, а значит не в ущерб интересам населения и состоянию лесов. На этом основании предлагаю изменить редакцию следующих абзацев:
Для повышения инвестиционной привлекательности и эффективности лесного сектора государство продолжит политику поддержки инвестиционных проектов по модернизации и новому строительству мощностей по глубокой переработке древесины. Государством создаются условия для повышения доступности кредитных ресурсов, совершенствования механизмов выделения государственных субвенций и субсидий, государственных гарантий инвесторам и субъектам Российской Федерации для реализации проектов, направленных на повышение конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции, расширения внутреннего рынка потребления товаров из древесины и увеличения экспортного потенциала лесного сектора.
Более широкое применение получат механизмы государственно-частного партнерства при освоении лесов и их промышленной переработки на основе инвестиционных соглашений между государством и инвесторами, особенно, при создании объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог).

Вот такая альтернативная редакция предлагается:
Для повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора государство будет проводить политику поддержки инвестиционных проектов в области комплексного ведения лесного хозяйства, развития лесной инфраструктуры, глубокой переработки лесных ресурсов, обеспечивающих получение максимального экономического эффекта от лесопользования при условии сохранения качества и экологической устойчивости лесов и надлежащего социального обеспечения сотрудников лесного комплекса. Государством создаются условия для повышения доступности кредитных ресурсов, применяются механизмы выделения государственных субвенций и субсидий субъектам Российской Федерации и российскому бизнесу, а так же инвесторам на условиях паритетного софинансирования для реализации проектов, направленных на комплексное развитие территорий, расширение внутреннего рынка потребления лесопродукции и увеличение лесоэкспортного потенциала лесного комплекса.
В прежней редакции речь шла об освоении лесов – термин искусственно внесенный в лесное законодательство. Лес – это не газовое месторождение, которое нужно выбрать подчистую с максимальным процентом добычи. В лесу нужно вести хозяйство, направленное на сохранение его продуктивности, качества и экосистемных функций. В лесное хозяйство и нужны инвестиции, а не в добычу того, что и так уже выросло в силу природных условий или трудами лесоводов прошлого. Инвестор должен выдать в качестве продукции не только древесину или результат ее переработки, за которую он же и заберет деньги, а еще и лесной участок, на котором проведены все работы по восстановлению потенциала лесов. Или, по крайней мере, заплатить за это. В противном случае инвестор паразитирует на Российских ресурсах
И еще в прежней редакции предлагается выделять субвенции и субсидии инвесторам, причем без указания российским или иностранным. Если имелось в виду паритетное софинансирование с инвестором, то необходимо конкретное указание на такую форму партнерства.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 24 фев 2013, 13:24 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 фев 2013, 05:54
Сообщения: 8
Tomskii lesnik писал(а):
Согласен насчет неудачного термина в виде "нефинансовых услуг", равно как и "нерыночных услуг". Поэтому считаю целесообразным вообще опустить это словосочетание и прямо так и написать:
"Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки услуг, получаемых за счет использования лесов, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, а также услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода и иных услуг."


Действительно, поскольку лес не оказывает финансовые услуги, древесина и живица – тоже нефинансовые услуги, предлагаю в предложенном уважаемым коллегой виде изменить этот абзац с небольшим дополнением:
Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки экосистемных услуг и полезностей леса, получаемых за счет использования лесов, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, а также услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода и иных услуг.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 15 ]  На страницу Пред.  1, 2

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Защита от спама phpBB
Русская поддержка phpBB