ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА


Текущее время: 20 янв 2018, 13:01

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 20 дек 2012, 16:10 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 апр 2012, 07:38
Сообщения: 44
Откуда: ФБУ ВНИИЛМ г.Пушкино
ПРОЕКТ, подготовленный ФБУ ВНИИЛМ по результатам поступивших замечаний и предложений c ПРАВКОЙ WWF.

Лесная политика России



Основные термины и определения

Биологическое разнообразие – вариабельность живых организмов экосистем и экологических комплексов, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем. (ТЕКСТ КОНВЕНЦИИ ПО БИОРАЗНООБРАЗИЮ http://www.un.org/ru/documents/decl_con ... odiv.shtml)

Возобновляемые ресурсы – природные ресурсы (леса, воды), способные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые с темпом хозяйственной деятельности человека.

Гражданское общество — свободные граждане и добровольно сформировавшиеся ассоциации и организации, независимые от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти (ФИЛОСОФСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_phil ... 0%9E%D0%95 но юридического или общепринятого термина не существует)

Зеленая экономика - экономика, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость и при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднения (ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЮНЕП http://www.unep.org/greeneconomy/portal ... sis_ru.pdf)



Лес - саморегулируемая, целостная совокупность лесных древесных и иных растений, почвы, животных, грибов, микроорганизмов и других природных компонентов, находящихся во взаимосвязи с внутренней и внешней средой

Лесная политика – основополагающий документ, определяющий принципы, направления, совокупность инструментов и методов в области охраны, защиты и воспроизводства лесов, использования лесов и лесных ресурсов

Лесничества – основная территориальная единица управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, которые формируются в пределах субъекта Российской Федерации в лесах, расположенных на землях всех категорий. При необходимости, лесничества делятся на участковые лесничества.

Лесничий – должностное лицо, осуществляющее руководство работой лесничества

Лесное законодательство – совокупность федеральных законов, Лесного кодекса Российской Федерации, принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, подзаконных нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений

Лесное хозяйство – отрасль (подотрасль) лесного комплекса, в функции которого входят организация и обеспечение изучения и учета лесов, регулирования использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, контроля за использованием лесных ресурсов

Лесной комплекс (лесной сектор) –совокупность ресурсов, отраслей (лесное хозяйство и лесная промышленность) и производств, объединенных одним предметом труда (лес) и последовательностью производственных процессов по его использованию и воспроизводству

Рациональное, непрерывное и неистощительное использование лесов – постоянное пользование лесными ресурсами способами и в объемах, обеспечивающих их стабильное использование и своевременное воспроизводство

Управление лесами (лесоуправление) – совокупность скоординированных мероприятий (действий), направленных на достижение поставленных целей в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов

Устойчивое управление лесами –лесоуправление, обеспечивающее ведение лесного хозяйства, направленного на непрерывное, неистощительное и многоцелевое лесопользование, сохранение и повышение продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности и биоразнообразия лесов, сохранение возможности выполнять ими в настоящем и будущем важные экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях.
"Устойчивое управления лесами" означает управление лесами и лесными угодьями и их использование такими способами и в таких масштабах, которые обеспечивают сохранение их биологического разнообразия, продуктивности, способности к восстановлению, жизнеспособности и потенциала выполнять в настоящее время и в будущем соответствующие экологические, экономические и социальные функции на местном, национальном и глобальном уровнях и которые не наносят ущерба другим экосистемам.[Конференция по вопросам охраны лесов в Европе на уровне министров. Резолюция H1: Общие руководящие принципы устойчивого управления лесами в Европе, 1993 год]


Преамбула

Россия – крупнейшая лесная держава мира. Леса занимают около половины территории страны, что составляет четверть мирового лесного покрова. Леса отличаются огромным природным разнообразием, обусловленным климатическими, почвенными и другими географическими особенностями, историей их использования, а также социально-экономическими различиями регионов страны.

Леса России являются экологическим каркасом территорий, условием экологической безопасности страны и планеты в целом. Они выполняют важнейшие защитные, водоохранные и климаторегулирующие функции, играют ключевую роль в сохранении биологического разнообразия и поддержании других биосферных функций. Леса – источник бесценных экологических благ: чистого воздуха, чистой воды, биологического разнообразия и мест обитания многочисленных живых организмов.

Российские леса являются ключевым фактором сохранения благоприятной среды для жизни людей, социально-экономического и культурного развития страны. Они являются особой культурной, социальной и экономической ценностью. Лесам принадлежит исключительная роль в жизни местного сельского и коренного населения. Сегодня леса России – это общее достояние страны, ее стратегический возобновляемый ресурс, эффективность использования которого определяет благосостояние государства и благополучие граждан.

За всю самобытную историю развития лесного хозяйства России накоплен богатый опыт государственного и общественного управления лесами в условиях различных форм собственности на леса при различных формах социально-экономических отношений. На протяжении многих десятилетий лесной сектор обеспечивал потребности граждан России в лесной продукции, способствовал укреплению экономики страны, повышению ее престижа на мировом уровне.

В эпоху глобализаци лесные проблемы становятся все более сложными. Возросли требования к управлению лесами, которое должно отвечать современным социальным, экологическим и экономическим стандартам. Увеличиваются угрозы повреждения лесов пожарами, вредителями и болезнями, другими неблагоприятными факторами. Требуют особого внимания вопросы контроля за использованием лесов и противодействия нелегальным лесозаготовкам, повышения качества лесохозяйственных работ. В совокупности с возможными изменениями климата это может привести к существенной трансформации российских лесов, ослаблению их социального и экологического потенциала.

Лесной сектор все больше сталкивается с необходимостью адекватного реагирования на изменения экологических требований, глобализацию рынков, усиление конкуренции продукции и технологий. Недостаточная инновационная и инвестиционная активность в лесном секторе требует оптимизации структуры лесопромышленного производства и экспорта лесной продукции.

Стоящие перед лесным сектором проблемы требуют принятия адекватных мер по их решению. Глобальное экологическое значение, огромный экономический и социальный потенциал лесов России обязывают Российскую Федерацию иметь долгосрочную лесную политику, проводимую государством, понятную и приемлемую как участникам лесных отношений, так и всем гражданам страны, определяющую принципы и основные пути развития лесного сектора России в ХХI веке.


Цели лесной политики и принципы ее формирования

Государство имеет суверенное и неотъемлемое право использовать леса и управлять ими в соответствии со своими потребностями на основе лесной политики, согласующейся с целями устойчивого развития.

Лесная политика определяет, в соответствии с социально-экономической политикой страны, принципы и направления деятельности в сфере лесных отношений всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Лесная политика Российской Федерации формируется на безусловном признании Конституции Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права. Лесная политика направлена на обеспечение конституционных прав и свобод жителей России, связанных с лесом и его использованием, в том числе прав на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесного и смежного законодательства, нормативной правовой базы, стратегии, программ и планов по управлению лесами и обеспечивает их согласованность и направленность на достижение общих целей. Государство на основе открытого диалога всех заинтересованных сторон обеспечивает единство лесной политики и лесного законодательства по отношению ко всем лесам и заинтересованным сторонам лесного сектора на всей территории Российской Федерации. Никакие нормативные акты в области управления лесами не должны противоречить лесной политике.

Целью лесной политики является формирование принципов и механизмов, обеспечивающих устойчивое управление всеми лесами страны, соблюдение баланса отношений к лесам всех заинтересованных сторон, объединение общественных интересов для достижения экономически эффективного, экологически ориентированного и социально ответственного использования лесов в интересах нынешнего и будущих поколений жителей России.

Задачами лесной политики являются:
• Повышение вклада лесов в социально-экономическое развитие страны в интересах нынешнего и будущих поколений граждан России, обеспечение потребностей экономики в лесных ресурсах, сохранение имеющихся и создание новых рабочих мест;
• Обеспечение эффективной охраны и защиты лесов;
• Обеспечение качественного воспроизводства лесов, развитие защитного лесоразведения;
• Повышение экологического потенциалаи обеспечение выполнения лесами экосистемныхфункций, сохранение лесных экосистем и их компонентов, биоразнообразия лесов;
• Динамичное развитие лесной науки и образования;
• Обеспечение потребностей граждан России в лесных ресурсах и широкого вовлечения гражданского общества в управление лесами.


Государство на основе открытого диалога всех заинтересованных сторон обеспечивает единство лесной политики[i] и лесного законодательства
по отношению ко всем лесам и заинтересованным сторонам лесного сектора на всей территории Российской Федерации. Государство учитывает возможности развития и адаптации положений лесной политики к социально-экономическим и экологическим особенностям субъектов Российской Федерации.

Пересмотр или корректировка лесной политики производится по мере изменения внутренних и внешних определяющих факторов (экологических, социально-экономических, изменение конъюнктуры рынка и др.) на основе оценки успешности ее реализации за прошедший период с участием всех заинтересованных сторон в сфере лесных отношений.


Собственность на леса

Леса на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, землях водного фонда и землях запаса должны находиться в федеральной собственности.

С учетом важнейших социальных и средообразующих функций, выполняемых лесами, не допускается изъятия лесных земель из общего пользования в густонаселенных районах страны, вокруг мегаполисов, в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также в лесах, имеющих особую природную и/или социальную ценность (защитные леса).


Управление лесами

При устойчивом управлении леса являются гарантом предотвращения неблагоприятных климатических изменений, мощнейшим возобновляемым сырьевым источником для лесного комплекса страны, источником экологических и социальных благ и ценностей, объектом приложения потенциально высокоэффективного труда и получения конкурентоспособной продукции.

Управление лесами должно гарантировать устойчивое использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, обеспечивать сбалансированное развитие экономики и улучшение состояния окружающей природной среды.

Должны быть созданы условия для участия гражданского общества в управлении лесами. Управление лесами должно обеспечивать сохранение и восстановление экономического, экологического и социально-культурного потенциала лесов, развитие всех форм предпринимательства, занятость местного населения
.

Управление лесами осуществляется уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления при участии и контроле граждан и общественных организаций. На основе диалога заинтересованных сторон должны создаваться экономические стимулы для эффективного лесоуправления и социально ответственного лесопользования, интенсификации лесного хозяйства, сохранения и восстановления социального и экологического потенциала лесов, сохранения биоразнообразия.

Управление лесами содействует развитию производства продукции и предоставления услуг, получаемых на основе экономически эффективного, экологически устойчивого и социально ответственного использования лесов. Государство, предприниматели и граждане, использующие леса, несут ответственность за состояние лесов страны перед живущим и будущим поколениями.

Система управления лесами должна строиться на оптимальном разграничении полномочий между органами государственной власти всех уровней и органами местного самоуправления. Уполномоченные органы власти должны обладать необходимыми и достаточными для эффективного выполнения установленных функций полномочиями в области лесных отношений, гарантированного соблюдения конституционных прав граждан. Структура органов управления обеспечивает полноту реализации полномочий и выполнения функций с учетом природных и социально-экономических условий региона. На основе оптимизации разграничения полномочий система управления лесами должна обеспечивать соблюдение лесного законодательства и выполнение лесохозяйственных работ требуемого качества на всей площади лесов с учетом их целевого назначения и выполняемых функций, а также эффективное реагирование на возникновение чрезвычайных ситуаций в лесах. Необходимо развивать в дальнейшем делегирование полномочий по оперативному управлению состоянием лесов на региональный и местный уровень, с разработкой новых, инновационных механизмов совместного государственного и общественного управления лесами.

Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по исполнению переданных им полномочий в области лесных отношений осуществляется под контролем федеральных органов, а также общественных организаций
. Контроль качества управления лесами осуществляется с учетом отечественных и международных критериев и индикаторов устойчивого управления лесами.

Основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства всех лесов России являются лесничества (лесопарки), имеющие достаточное кадровое и материально-техническое обеспечение. На вверенной территории лесничий является представителем государства и главным должностным лицом в сфере лесоуправления. Лесничий организует охрану, защиту, воспроизводство и использование лесов, должный государственный лесной надзор и пожарный надзор, обеспечивает взаимодействие с иными органами управления, организациями и населением.

Особое мнение. Функции государственного лесного и пожарного надзора выполняет служба государственной лесной охраны, независимая в своей деятельности от региональных органов управления лесами и обладающая достаточной кадровой численностью в каждом лесничестве (лесопарке). Государство обеспечивает возможность осуществления общественного лесного контроля, результаты которого являются обязательными для рассмотрения и принятия мер уполномоченными органами государственной власти.


Использование лесов

Использование лесов осуществляется исходя из их целевого назначения и в будущем должно стремиться к сохранению и приумножению их социальной и экологической значимости при одновременном удовлетворении потребностей общества в лесных ресурсах.

С целью оптимизации использования лесов, в зависимости от выполняемых ими целевых функций осуществляется деление лесов России целевому назначению на защитные, эксплуатационные и резервные леса.

Резервные леса, рассматриваются как основной залог стабильности климата, сохранения биологического разнообразия и иных экологических функций. Они являются одновременно резервом экономических полезностей леса для будущих поколений. Территории, выделяемые в национально лесное наследие, должны переводиться в резервные леса.

В эксплуатационных лесах необходимо стремиться к максимальному использованию естественного прироста древесины и других ресурсов, поддерживая их естественный потенциал к самовоспроизводству, сохраняя устойчивость насаждений и их биологическое разнообразие.

К защитным относятся леса, выполняющие средообразующие, водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические, оздоровительные и иные полезные функции в интересах обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, а также в целях сохранения биологического разнообразия лесов, особо ценных природных объектов и комплексов. Для учета интересов зависимых от лесов социальных групп коренного и местного населения в составе защитных лесов должна выделяться отдельная категория лесов социального назначения. В таких лесах устанавливается особый порядок их использования, включающий приоритетный доступ коренного и местного населения к лесным ресурсам, создание условий для восстановления традиционных форм общественного управления лесами, сохранение исконной среды жизни и традиционного природопользования этих категорий населения.

Использование ранее освоенных лесов осуществляется преимущественно на основе интенсивного лесного хозяйства в эксплуатационных лесах и стремится к максимально высокому уровню получения лесной продукции с единицы лесной площади с учетом сохранения иных основных функций лесов.

При всех видах использования лесов обеспечивается сохранение биоразнообразия и защитных функций лесов, а также лесных насаждений, имеющих важное социальное, культурное, историческое или религиозное значение.

Должное развитие должны получить виды использования лесов, не связанные с заготовкой древесины, многоцелевое лесопользование. Государство способствует развитию экотуризма в лесах, более широкому использованию недревесной продукции лесов. Создаются условия для сохранения и развития культуры, связанной с лесом и деревом, для восстановления и развития народных промыслов.

В государственных лесах и лесах, расположенных на землях муниципальных образований, основным видом права пользования является аренда лесных участков как форма государственно-частного партнерства при освоении лесов. Совершенствуются законодательные условия и практические механизмы, направленные на повышение экономической эффективности аренды и ответственности арендатора за освоение лесного участка. Обеспечивается совершенствование института аренды в лесах и уменьшение предпосылок к возникновению коррупции в этой сфере. При передаче лесных участков в аренду обеспечивается должный уровень конкуренции среди претендентов.

Необходимо должным образом обеспечить права граждан на использование лесов и лесных ресурсов. При организации использования лесов наряду с ориентацией на развитие крупных лесоперерабатывающих кластеров создаются достаточные условия для развития малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства. Приоритетными возможностями должны пользоваться предприниматели и фермеры, создающие рабочие места и возможности для повышения занятости местного населения.

При осуществлении использования лесов должны применяться лучшие из существующих технологии и технические средства, обеспечивающие сохранение экологических функций лесов и сохранение их биологического разнообразия. Должны быть разработаны и внедрены в практику адаптивные методы использования лесов, имитирующие естественную их динамику и обеспечивающие формирование разновозрастных многопородных насаждений. В тех регионах и лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной целесообразностью и способствует повышению интенсивности ведения лесного хозяйства, постепенно увеличивается объем древесины, заготавливаемой выборочными рубками.

Принимаются активные меры по формированию в стране достаточной сети лесных дорог. Государством поддерживаются действия заинтересованных сторон по строительству новых и расширению возможностей имеющихся лесных дорог.


Охрана, защита и воспроизводство лесов

Все леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, загрязнения техногенными веществами и других действий, причиняющих вред лесам, а также защите от вредителей, болезней и воздействий иных факторов, снижающих качество и устойчивость лесов.

Государством должен быть гарантирован необходимый уровень охраны лесов от пожаров, незаконных рубок и иных нарушений лесного хозяйства путем совершенствования системы государственного лесного надзора и пожарного надзора в лесах на всех уровнях лесоуправления. Предусматривается развитие лесного и смежного законодательства в этой сфере, повышение эффективности правоприменения при осуществлении надзорных мероприятий, дальнейшем делопроизводстве, а также вынесении и исполнении судебных решений. При осуществлении надзорных мероприятий должны использоваться новые информационные технологии и дистанционные методы. Особое внимание уделяется профилактике лесонарушений. При активном участии общественных организаций у населения и особенно подрастающего поколения воспитываются бережное отношение к лесу и нетерпимость к нарушениям лесного законодательства.

Должна получить дальнейшее развитие единая в Российской Федерации система управления охраной всех лесов от пожаров на всех уровнях управления лесами. Предусматривается повышение эффективности предупреждения возникновений и распространения лесных пожаров на основе повсеместного внедрения систем противопожарного обустройства лесов и обеспечения эффективной наземной и авиационной охраны. Повышается эффективность мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров с использованием современных дистанционных средств получения данных и инновационных информационных технологий. Разрабатываются и внедряются новые технологии и средства профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров. Эти действия дополняются планомерной работой по просвещению местного населения с активным участием общественных организаций и объединений.

В сфере защиты лесов необходимо поддерживать оптимальное санитарное состояние лесов и обеспечивать их санитарную безопасность. Повышается качество выявления и диагностики лесопатологических факторов, объективность прогноза лесопатологической ситуации, а также эффективность лесозащитных мероприятий на разных уровнях управления. Совершенствуется система интегрированной защиты лесов от вредителей и болезней, государством поддерживается разработка и внедрение новейших методов и технологий лесопатологического мониторинга, локализации и ликвидации очагов вредных организмов с применением лесозащитных препаратов нового поколения.

Обеспечивается непрерывный процесс воспроизводства лесов, соответствующий природному лесорастительному потенциалу и естественной динамике лесных экосистем. При лесовосстановлении с учетом региональных особенностей должна максимально использоваться естественная способность лесов к самовоспроизводству. Искусственное лесовосстановление должно ориентироваться на использование репродуктивного материала надлежащего качества из зарегистрированных источников и соответствующего лесосеменному районированию.

Лесовосстановление и уход за лесами должны быть направлены на сохранение и улучшение качества, породного состава, повышение продуктивности, восстановление целевого назначения лесов и их экологических функций с учетом природно-экономических условий регионов. Создаваемые лесные культуры должны поддерживаться на всем протяжении жизни в оптимальном состоянии. Экономическая выгода от заготовки древесины при уходе за лесами не должна вступать в противоречие с целями проведения мероприятий по уходу за лесами.

Государство совершенствует систему лесовосстановления и стремится в каждом субъекте Российской Федерации поддерживать площадь лесов в оптимальном соотношении с площадями земель иных категорий, увеличивая лесные территории в малолесных регионах и не допуская их сокращения в остальных. Для этих целей стимулируется лесоразведение на неиспользуемых деградированных землях и там, где лесоразведение требуется для защиты сельскохозяйственных земель, улучшения качества и комфортности условий жизни.

При воспроизводстве лесов и лесоразведении используются природосберегающие технологии, максимально адаптированные к естественным природным процессам.


Экономические механизмы лесоуправленияи развития лесного сектора

Государственная политика в сфере природопользования должна способствовать повышению экономических показателей использования лесных ресурсов и производства лесной продукции до уровня лучших мировых показателей. Лесной комплекс должен увеличить свой вклад в социально-экономическое развитие регионов страны и обеспечить повышение занятости населения в лесных регионах, особенно в градообразующих и монопрофильных населённых пунктах.

Использование лесов осуществляется на принципе платности за лесные ресурсы и безусловного соблюдения взятых на себя обязательств по полному и своевременному внесению этой платы. Плата за лесные ресурсы устанавливается на основе дифференцированной оценки рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, определяемых с учетом состояния лесов, экологической и социальной ценности, экономической и технологической доступности и должна в полной мере компенсировать прямые и косвенные затраты на воспроизводство лесных ресурсов, мероприятия по сохранению (восстановлению) экологической и социальной ценности лесов.

Применяемые экономические механизмы в лесном секторе должна способствовать формированию рыночной стоимости лесных ресурсов и услуг, обеспечивающей прибыльность лесного сектора экономики без ущерба для состояния и целевых функций лесов.

Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки нефинансовых услуг, получаемых за счет использования лесов, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, а также услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода и иных услуг.

Необходимо стремиться к удовлетворению потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства. Необходимо добиваться снижения импортозависимости внутреннего рынка лесобумажной, пищевой и недревесной продукции отечественного производства путем создания новых перерабатывающих производств. Должна быть оптимизирована структура экспорта продукции лесного комплекса, значительно уменьшен экспорт необработанного сырья.

Государство должно предпринять меры экономического стимулирования повышения темпов технологического обновления лесопромышленного производства с высокой долей ручного труда, низкой производительностью и высокой энергоемкостью, оказывать содействие созданию производств, обеспечивающих углубленную переработку древесины. Это обеспечит преодоление технологического отставания значительной части лесоперерабатывающих производств от мирового уровня развития. Технологическое обновление лесопромышленного производства должно обеспечить безопасные условия труда в лесной отрасли.

Разрабатываются и реализуются меры государственного регулирования на рынке лесных ресурсов с учетом проведения антидемпинговой политики, а также меры государственной поддержки потребления конечной лесной продукции глубокой переработки и товаров народного потребления, в том числе посредством государственных закупок.

Особое внимание будет обращено на развитие «зеленой» экономики. Рост доходов и занятости в лесном секторе должен происходить за счет государственных и частных инвестиций, обеспечивающих уменьшение эмиссий парниковых газов и загрязнения окружающей среды, повышение эффективности использования энергии и ресурсов и предотвращение утраты биоразнообразия и экосистемных услуг лесов. Вклад в развитие зеленой экономики в России вносится через развитие биоэнергетики на основе использования маломерной древесины, в том числе, получаемой при рубках ухода, порубочных остатков и отходов деревообработки. Механизмами продвижения зеленой экономики становятся добровольная лесная сертификация, экологизация потребительского рынка, в том числе, и через разработку и внедрение государственной и муниципальных политик ответственной закупки продукции из древесины. Должны предприниматься усилия для гармонизации требований сертификационных систем, других международных требований с национальными нормативно-правовыми актами.

Разрабатываются и применяются механизмы экономической оценки нефинансовых услуг, получаемых за счет использования лесов, в том числе: средообразующих, климаторегулирующих, почвозащитных, рекреационных, а также услуг по сохранению биоразнообразия, депонированию углерода и иных услуг.


Необходимая государственная поддержка должна оказываться развитию производства экологически чистой лесной продукции,которая будет конкурентоспособна как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Для повышения инвестиционной привлекательности лесного сектора государство продолжит политику поддержки инвестиционных проектов в области освоения лесов при обеспечении экологической устойчивости лесов и социальной ответственности лесопользования. Государством создаются условия для повышения доступности кредитных ресурсов, разработки механизмов выделения государственных субвенций и субсидий субъектам Российской Федерации и инвесторам для реализации проектов, направленных на расширения внутреннего рынка потребления лесопродукции и увеличения лесоэкспортного потенциала лесного комплекса.

Более широкое применение получат механизмы государственно-частного партнерства при освоении лесов, особенно, при создании объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог) за счет средств федерального бюджета, регионального и местного бюджетов, средств арендаторов лесных участков.


Сохранение и развитие экологического потенциала лесов

Лесоуправление должно обеспечивать сохранение экологического потенциала лесов, адаптацию их воздействию неблагоприятных факторов, что позволит усилить роль лесов в борьбе опустыниванием, деградацией земель, снижением водности рек и ухудшением качества воды, смягчить последствия изменения климата, повысить их социальную ценность.

Мероприятия, связанные с использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, распоряжением лесами не должны наносить ущерба окружающей среде и нарушать законные права и интересы граждан, в том числе право на благоприятную окружающую среду.

Использование лесов осуществляется исходя из приоритета сохранения их биосферных функций. В том случае если использование леса противоречит сохранению этих функций, в том числе сохранению лесного биоразнообразия, защитных свойств и устойчивости лесов, оно должно быть ограничено.

С учетом зависимости от леса многих социальных групп, в том числе коренных народов и большой части сельского населения, использование лесов не должно противоречить их интересам. Должны быть разработаны механизмы учета их интересов при планировании и осуществлении лесопользования.

Использование недревесных и пищевых ресурсов леса, позволяет получать непрерывный доход от леса в течение длительного времени и без существенного нарушения лесной среды, оно должно иметь приоритет перед использованием лесов с целью заготовки древесины.


При планировании и осуществлении хозяйственной деятельности в лесах используется экосистемный подход и обеспечивается сохранение редких видов живых организмов и экосистем, а также других ценных природных территорий и объектов, в том числе, ключевых биотопов, лесов, произрастающих на вечной мерзлоте, а также других уязвимых экосистем и их элементов.Для лесов, особо важных с точки зрения сохранения биоразнообразия, сохранения устойчивости лесных экосистем, их защитных свойств, лесов с наличием прочих ценных природных объектов и комплексов, а также для лесов, играющих важную социальную роль, вводится специальный режим использования. Такие леса выделяются как защитные леса и особо защитные лесные участки.

Особый режим пользования для защитных лесов и особо защитных лесных участков должен предусматривать ведение хозяйства в них только с целью поддержания и восстановления их защитных и других природосберегающих функций. Должны быть разработаны методы ведения такого хозяйства, основанные на поддержании и восстановлении защитных функций, недревесной продуктивности лесов, их экосистемных функций.

Использование защитных лесов с целью заготовки древесины недопустимо.Также не допускается деятельность, ведущая к сокращению площади защитных лесов в пределах муниципальных районов и субъектов Российской Федерации. В защитных лесах не допускается огораживание лесных участков, препятствующее свободному и бесплатному пребыванию граждан в них, за исключением случаев, когда ограничение доступа связано с обеспечением безопасности при чрезвычайных ситуациях, проведении работ, или когда ограничение доступа граждан предусматривается законодательством об особо охраняемых природных территориях. В защитных лесах не допускается застройка и другие виды деятельности, не совместимые с существованием леса или ведущие к постоянному изменению границ леса, за исключением случаев, когда осуществление этих видов деятельности совершенно необходимо для государственных и муниципальных нужд (в последнем случае обязательными являются компенсационные мероприятия, позволяющие избежать сокращения площади защитных лесов).

В первоочередном порядке принимаются меры по отнесению к защитным лесам всех лесов, располагающихся в границах и вблизи границ населенных пунктов, в наиболее густонаселенных районах страны, вблизи морских побережий, курортов и популярных мест массового отдыха населения.

В целях повышения экологической роли лесов допускается введение новых категорий защитных лесов и особо защитных участков леса, включающих леса, важные для сохранения биологического разнообразия, редких видов и социально значимых участков лесов.

В том случае, если ограничений на ведение природопользования, которые предусматриваются режимом защитных лесов и особо защитных лесных участков недостаточно для сохранения ценных природных территорий и объектов, на этих территориях создаются особо охраняемые природные территории, на которых устанавливается режим, соответствующий целям сохранения таких территорий или объектов.

С целью сохранения крупных участков лесов, в наименьшей степени затронутых хозяйственной деятельностью и другими нарушениями, а также лесов имеющих историческое значение, должен быть сформирован фонд лесов, не подверженных рубке лесов ни при каких обстоятельствах - Национальное лесное наследие Российской Федерации.


При лесопользовании должны предприниматься меры для сохранения [i]биологического
разнообразия при рубках и предотвращения фрагментации лесов.

Управление лесами России должно учитывать фактор глобального изменения климата и предусматривать как меры адаптации к этому изменению, так и меры по его сдерживанию. Должны быть разработаны и внедрены практические меры, повышающие устойчивость имеющихся и создаваемых насаждений к более жарким и засушливым условиям, более частым и масштабным пожарам, вспышкам численности насекомых-вредителей, распространению болезней леса. Для сдерживания глобального изменения климата управление лесами должно обеспечивать активное поглощение лесами углерода и предотвращать его эмиссию при освоении лесов.


Лесная наука и образование

Лесная наука играет ключевую роль в получении новых знаний о природе лесных экосистем как основы управления лесами. На базе научных исследований разрабатываются экологически безопасные и экономически оправданные способы и технологии количественной и качественной оценки лесов, их использования, охраны, защиты и воспроизводства.

Государство будет поддерживать через механизм государственного заказа развитие фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в лесном секторе. Государственное стимулирование получат производители лесной продукции, принимающие участие в финансировании научно-исследовательской деятельности и использовании новых инновационных разработок.

Будут созданы условия по укреплению престижа лесной науки, усилению притока молодых кадров в научную сферу. Необходимо осуществить модернизацию лесной науки и создать условия для сокращения отставания технологической и технической оснащенности отечественной лесной науки от мировых лидеров, обеспечить внедрение инновационных продуктов в лесном секторе.

Государственная поддержка будет направлена на обеспечение развития системы лесного образования на различных уровнях – от школьных лесничеств до профильных техникумов, вузов и учреждений послевузовского образования, развитие инновационно-технологических центров и предприятий, способных объединить финансовые, материальные и интеллектуальные ресурсы для вывода своей продукции на уровень мировых образцов и достижения показателей наилучших мировых технологий. Внедрение научно-инновационных разработок обеспечит выход России на лучшие мировые позиции по показателям эффективности лесного сектора.

Практическое развитие получат модели интеграции лесной науки и образования на основе создания совместных научно- исследовательских лабораторий и центров, научно-образовательных лесных кластеров, исследовательских проектов молодых ученых и коллективов. Будет достигнут требуемый для инновационного развития лесного сектора уровень подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.


Обеспечение потребностей граждан России в лесных ресурсах и участия гражданского общества в управлении лесами

Леса используются и охраняются в России как одна из основ жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Государство гарантирует свободный и бесплатный доступ граждан в леса, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, а также заготовку для собственных нужд пищевых и недревесных ресурсов леса, за исключением лесов особо охраняемых природных территорий, режим которых предполагает соответствующие ограничения. Создаются комфортные условия для пребывания граждан в лесу, их отдыха и досуга. Государство будет поддерживать действия по рекреационному обустройству лесных территорий, способствовать развитию рынка услуг лесной рекреации и туризма.

В целях обеспечения благоприятной среды городских жителей предпринимаются необходимые меры по сохранению и расширению площади лесов вокруг крупных мегаполисов, обеспечиваются их своевременные и эффективные охрана, защита и воспроизводство.

Должен быть обеспечен упрощенный доступ сельского населения к древесине и недревесным продуктам леса, а также создание дополнительных источников дохода в сфере лесного сектора для местного и коренного населения. При планировании освоения и развития территорий учитываются интересы коренных народов и местного населения, зависящего от них в своем существовании.

Для учета интересов зависимых от лесов социальных групп, в том числе, коренного и местного населения в составе защитных лесов должна выделяться отдельная категория лесов социального назначения. В таких лесах устанавливается особый порядок их использования, включающий приоритетный доступ коренного и местного населения к лесным ресурсам, создание условий для восстановления традиционных форм общественного управления лесами, сохранение исконной среды жизни и традиционного природопользования этих категорий населения.

Государство должно создать условия для широкого участия всех заинтересованных сторон, включая гражданское общество, в разработке и эффективном применении законодательства, регулирующего деятельность участников лесных отношений.а также в принятии решений по текущей и планируемой деятельности в сфере управления лесами. Для этого должны применяться
эффективные механизмы постоянного многостороннего диалога заинтересованных сторон на основе открытой, своевременной и объективной информации о состоянии и использовании лесов. Актуальная и достоверная информация о лесах и их использовании, в том числе все документы лесного планирования и инвентаризации лесов, информация об объемах лесопользования, чрезвычайных ситуациях в лесах, должна быть в полном объеме, включая картографическую информацию, представлена на Интернет-сайтах органов управления лесами.

В диалоге широкое применение найдут формы, основанные на партнерском участии органов управления лесами, предпринимателей и гражданского общества, в том числе в сфере воспитания бережного отношения людей к лесу, экологического воспитания детей и молодежи.




Роль России в международной лесной политике

Российская Федерация считает международные процессы по лесам жизненно важными для собственной экономики и экологии, условием стабилизации мировой экономики и сохранения биосферного равновесия на планете.

Российская Федерация поддерживает и развивает процессы, вырабатывающие и реализующие основные критерии для сохранения и устойчивого управления лесами в зонах умеренных и бореальных лесов.

Российская Федерация активно выступает за достижение в рамках процессов Организации Объединенных Наций основных стратегических целей по сохранения лесов.

Не вступая в необратимые противоречия с другими странами, Российская Федерация формирует выгодную для собственных граждан международную лесную политику. Обеспечивается расширение присутствия российского представительства на новом международном рынке, где наряду с традиционными рыночными ценностями и факторами, равноправно выступят новые экологические и социальные приоритеты.

В реализации внешнеэкономической деятельности в лесном секторе экономики государство будет поддерживать усилия отечественных производителей лесных товаров и услуг, направленных на повышение лесоэкспортного потенциала страны. Внешнеэкономическая политика будет способствовать закреплению позиций российских производителей на традиционных рынках лесобумажной, пищевой и недревесной продукции и освоению ими перспективных рынков. Россия будет стремиться к лидирующим позициям в лесном секторе мировой экономики.


Механизмы реализации лесной политики

Реализация Лесной политики Российской Федерации осуществляется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через управление лесами с участием гражданского общества.

Основой для принятия управленческих решений по реализации лесной политики являются должное законодательное и нормативное правовое регулирование лесных отношений, принятые стратегии и программы, документы лесного планирования и проектирования, а также материалы лесного мониторинга, государственной инвентаризации лесов и лесоустройства, системы государственного лесного реестра и результаты государственного лесного надзора и пожарного надзора.

[i]Особое мнение. Для реализации Лесной политики Российской Федерации на уровне страны разрабатывается план реализации Лесной политики до 2020 г., который содержит мероприятия, ответственных лиц и сроки исполнения. План реализации Лесной политики Российской Федерации является неотъемлемой частью данного документа.

Разработанный план является основой для планирования выполнения Лесной политики Российской Федерации в субъектах страны. Планы реализации Лесной политики Российской Федерации в субъектах страны разрабатываются уполномоченными органами власти с участием гражданского обществ[/i]а.

Оценка эффективности реализации лесной политики проводится на основе целевых прогнозных показателей и индикаторов, предусмотренных в документах стратегического планирования, лесного планирования и проектирования, а также результатов контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений. Система целевых прогнозных показателей и индикаторов должна основываться на наборе критериев устойчивого управления лесами, включая экономические, экологические и социальные показатели, в том числе, характеризующие ПРИВЕДЕНЫ С УЧЕТОМ ПРОЦЕССА «ЛЕСА ЕВРОПЫ»:

• динамику инвестиций в лесной сектор и показатели, характеризующие развитие малого лесного бизнеса;
• динамику показателей съема древесины с единицы площади в арендованных лесах и развитие интенсивного лесного хозяйства;
• вклад лесных ресурсов в глобальный круговорот углерода, обеспечение мер по адаптации к глобальному изменению климата и его сдерживанию;
• сохранение и наращивание защитных функций лесов;
• сохранение и наращивание социальных функций лесов;
• эффективность сохранения защитных лесов;
• сохранение и наращивание биологического разнообразия лесных экосистем, в том числе, динамику численности ключевых редких и хозяйственно-ценных биологических видов, зависящих от лесов;
• динамику площадей лесных особо охраняемых природных территорий;
• развитие механизмов общественного участия в управлении лесами;
• качество и степень открытости информации о лесах, текущем и планируемом использовании.


Механизм оценки эффективности реализации лесной политики предусматривает систему профессиональных и общественных слушаний и экспертиз с привлечением всех заинтересованных сторон и широких слоев гражданского общества.

Предусматривается разработка каждые три года доклада Правительству Российской Федерации о результатах реализации лесной политики с подготовкой предложений по корректировке осуществляемых мероприятий и совершенствованию лесной политики.


Вложения:
Комментарий к файлу: Скачать в формате PDF НОВУЮ РЕДАКЦИЮ проекта текста ЛЕСНОЙ ПОЛИТИКИ РФ подготовленная ФБУ ВНИИЛМ на основе поступивших замечаний и предложений С ПРАВКОЙ WWF
ЛеснаяПолитика_переработанный_вариант.pdf [156.66 КБ]
Скачиваний: 1344
Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Защита от спама phpBB
Русская поддержка phpBB