ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА ДОКУМЕНТА


Текущее время: 21 апр 2018, 07:58

Часовой пояс: UTC




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 22 авг 2012, 11:34 
Не в сети
Администратор

Зарегистрирован: 23 апр 2012, 07:38
Сообщения: 44
Откуда: ФБУ ВНИИЛМ г.Пушкино
ИзображениеУважаемые участники обсуждения!
Предлагаем Вашему вниманию статью академика РАСХН Николая Александровича Моисеева:

Национальная лесная политика России: В ЧЕМ ЕЕ СУТЬ И КАК ЕЕ РЕАЛИЗОВАТЬ

О национальной лесной политике (НЛП) за последние 10-15 лет не говорил только ленивый. О ее назначении, содержании, механизме ее создания и реализации в отечественной и зарубежной печати сказано исчерпывающе.

Наблюдая в прошлом сдержанное отношение к ней влиятельных правительственных мужей, представители лесной общественности, чтобы «разбудить» сознание их и настроить в правильном направлении, десять лет назад вынуждены были создать инициативную рабочую группу по разработке НЛП, в которую вошли не только ведущие ученые, но и ответственные представители основных федеральных органов, связанных с лесом (Рослесхоз, Минпромторг, Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России) и осознающих, что без НЛП работать нельзя. Усилиями этой группы был разработан проект НЛП. Он обсуждался на разных уровнях, вплоть до международных лесных форумов.

По инициативе Рослесхоза, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России и департамента ЛПК Минпромторга она еще раз рассматривалась в декабре 2007 г. на совместном выездном заседании Координационного совета работников лесного хозяйства и лесной промышленности в г. Вологда и рекомендована для постановки этого вопроса на Правительстве РФ. Тексты выступлений ответственных лиц были неоднократно опубликованы. Последний раз этот труд под названием «Национальная лесная политика России» был опубликован издательством МГУЛа в 2008 году и доведен до всех заинтересованных органов и ответственных лиц.

Конечно, недавняя постановка этого вопроса руководством Рослесхоза заново заслуживает внимания и поддержки. Безусловно, совсем нелишне еще раз не только поставить этот вопрос, но и привлечь к его решению теперь уже новых людей, поскольку руководящий состав отдельных федеральных органов уже существенно изменился. Понятно, что новым людям потребуется еще время, чтобы, как говорят, «врубиться» в проблему. Не хотелось бы думать, что этот возврат к проблеме связан с выборной кампанией, как это уже было с проектом «Русский лес», который после очередных выборов в Госдуму с «молчаливого» согласия инициаторов потом даже не вспоминался.
Но какие бы мотивы ни были, рано или поздно отмахнуться от НЛП не удастся по одной простой причине: без нее невозможно сформировать ни нормальное лесное законодательство, ни государственные программы на разных уровнях управления.

Когда-то В.В.Путин, будучи Президентом России первый срок, говорил в одном из своих интервью, что нам нужна выверенная технология для принятия решений, имеется в виду, конечно, государственно значимых. Такая технология есть, проверена и применяется в промышленно развитых странах. Для решения государственно значимых задач вначале разрабатывается государственная стратегическая политика, в соответствии с ней принимается для ее реализации законодательное обеспечение, а уже на основе их разрабатываются долгосрочные стратегические программы на разных уровнях управления. Применительно к лесам и лесному сектору экономики именно в таком порядке разрабатывались национальные лесные политики и долгосрочные (на 20-40 лет) лесные программы во второй половине ХХ века и на первую половину ХХI в США, Финляндии и других странах. У нас же, к сожалению, до сих пор главенствует из перечисленной «триады» только среднее звено – «Лесной кодекс РФ», который до последнего времени подменял собою и лесную политику, и программу действий.

Так в чем же смысл НЛП? В кратком виде НЛП представляет генеральный замысел государства по отношению к своим лесам (независимо от того, в какой структуре собственности в той или иной стране они находятся), который выражается в постановке целей и задач, путей и способов их решения и механизма их реализации. При этом государство выступает одновременно в нескольких ролях – инициатора, организатора, консолидатора усилий всех субъектов лесных отношений и координатора их действий. Это уже доказано полувековой практикой ряда промышленно развитых стран, в т.ч. США, Великобритании, Японии, Финляндии, Швеции и др.

Но нелишне напомнить и о способах организации разработки НЛП в этих странах. На первых этапах организация была чисто технократической: НЛП готовилась усилиями в основном лишь представителей государственных органов, т.е. чиновничье-бюрократическим аппаратом, нередко пренебрегая общественным мнением. Нарастающая негативная реакция на такой образ действий со стороны общества на определенном этапе привела к смене такой технологии на корпоративную, объединяющую усилия представителей основных субъектов лесных отношений, в т.ч. государственных органов, банковских структур и бизнеса.

Но в условиях капиталистической экономики на принятие решений обычно оказывается излишнее давление представителей крупного капитала, которые лоббируют свои интересы и через государственные органы. Чтобы снять засилье их влияния, гражданское общество затем добивается перехода на третий тип технологии, названной «patiсipatory planning», т.е. выработка политики с участием представителей всех слоев населения. Именно последняя ныне стала главенствующей для ряда развитых стран Европы и Америки.

Что является содержанием НЛП? Данный предмет не надо искать. Он всегда лежит на поверхности и представляет накопившиеся наиболее злободневные и неотложные проблемы, которые требуют решения. В каждой из стран их перечень, приоритеты и очередность их решения свои. Применительно к лесному сектору России эти проблемы не раз обсуждались и хорошо известны. Ряд из них нашли отражение и в «Стратегии развития лесного комплекса России на период до 2030 г.», принятой Советом по развитию этого комплекса при Правительстве РФ и утвержденной министрами МСХ РФ и Минпромторга. В числе их правомерно приоритет отводится глубокой переработке древесины и строительству лесных дорог.

Однако следует подчеркнуть, что в области воспроизводства лесов до сих пор продолжается нежелательная смена коренных хвойных пород мягколиственными, что ухудшает ресурсный потенциал лесов в качественном отношении и требует перехода к интенсивной модели ведения лесного хозяйства. В области эксплуатации лесов назрел вопрос организации цивилизованных форм кооперации мелкого, среднего (оказавшихся «за бортом») и крупного бизнеса и должного их сотрудничества с государственными органами в рамках государственно-частного партнерства для организации устойчивого многоресурсного управления лесами и их использования.

Но для решения такого вопроса требуется введение нового экономического механизма на основе рентных платежей, который должен обеспечить баланс интересов основных субъектов лесных отношений.

«Обкатка» Лесного кодекса РФ за последние пять лет выявила необходимость его кардинальной корректировки для совершенствования лесных отношений, особенно арендных, которые по существу «буксуют».

Можно было бы перечислять и другие проблемы, требующие решения, например, возрождения лесного машиностроения, лесоустройства, отраслевой лесной науки, лесного планирования.
Все вышеназванные проблемы, конечно, должны найти отражение в НЛП, став ее содержанием. Но при этом важно подчеркнуть, что причины, тормозящие развитие отраслей лесного сектора, лежат за его пределами, и для устранения их требуются меры более высокого порядка, относящиеся уже к категории государственной политики в целом для страны. Умолчать о них – это все равно, что уходить от существа дела, ибо в этом случае лесная политика, кем бы она ни была сформирована, останется «мертвым» документом.

Назовем отдельные причины, тормозящие развитие реального сектора экономики, в т.ч. лесного. Прежде всего, это ориентация экономики в основном на вывоз сырья и первичных продуктов его переработки на внешние рынки. Причина одна – свернутость внутреннего рынка потребления до недопустимого минимума из-за неплатежеспособности большей части населения.

Чтобы отдать приоритет внутреннему рынку, а именно на этом и делают акцент главы нашего государства, надо, прежде всего, поднять доходность населения не только за счет повышения занятости, но и путем снятия социальных перекосов при существующем несправедливом распределении национального дохода между так называемыми «работодателями» и «наемной рабочей силой». Сегодня соотношение их доходов, по официальной статистике, соотносится как 1:17, а по неофициальной, но фактически имеющей место – 1:30-50. Этот запредельный перекос в социальных отношениях не наблюдается даже в капиталистических странах Европы и Америки, где он держится в рамках 1:5-10.

Известно, что оплата труда у нас регулируется трудовыми соглашениями между работодателями и наемной рабочей силой, интересы которой представляют отраслевые и «независимые» профсоюзы. Отношения между партнерами в данном случае далеки от справедливых социальных отношений. А потому именно на этом «болевом» участке и надо исправлять положение, которое является «ключевым» для ускорения развития реального сектора экономики.

Мы не будем входить в детали других мер. Назовем лишь давно декларируемый «прогрессивный налог», на возможность введения которого теперь указал и В.В.Путин в своих предвыборных выступлениях. Этот налог также позволит выправить несправедливые отношения основных субъектов социальных отношений и будет служить расширению внутреннего рынка, а, следовательно, и развитию реального сектора экономики.

К изложенному следует добавить, что для разработки НЛП немаловажное значение имеют и пространственно-временные рамки, в которых следует рассматривать ее. Из-за резких различий природных и экономических условий в отдельных частях нашей обширной страны, в каждой из которых свои проблемы и особенности их решения, вначале следует рассматривать положение лесных дел по крупным экономическим регионам. В большинстве случаев они совпадают с границами федеральных округов. Их необходимо разделить на две группы объединений: одна, расположенная в многолесных регионах (Северо-Западный, Сибирский и Дальневосточный), ориентирована преимущественно на внешние рынки; другая – в составе Центрального, Приволжского, Уральского, Южного и Северо-Кавказского, расположенная в малолесных и среднелесистых районах, относится к «эпицентру» внутреннего лесопотребления.

В каждом из этих объединений своя специфика перечисленных выше проблем и способов их решения. Разумеется, что определенные отличия имеются и по каждому из отдельных округов внутри этих объединений. Например, Дальневосточный округ ориентирован в основном на юго-восточный тихоокеанский, а Северо-Западный округ – на западно-европейский внешний рынок.

Дифференцированный подход по федеральной вертикали к формированию НЛП полезен не только для большей полноты учета особенностей и условий управления лесами и развития лесного сектора отраслей. Важно, что при этом можно опираться на уже сформировавшуюся здесь определенную институциональную инфраструктуру в лице полномочного представителя при Президенте РФ.

Полпред вместе с главами субъектов РФ обязан, используя ресурсы общества, бизнеса и науки, вырабатывать общую стратегическую лесную политику для всего округа, а на основе ее в рамках Федеральных программ – и межрегиональные программы (по округу), а с учетом их – и лесные планы по каждому из субъектов. В этом случае и регионы будут «не подвешенными в воздухе», как бы сами по себе, а органически связанными с общей государственной политикой и на федеральном, и на межрегиональном уровнях.

Связка НЛП с последующей системой лесных планов или программ должна быть обязательной, ибо и политика, и планы на основе ее служат в конечном итоге для выработки взаимосвязанных политических и хозяйственных решений на разных уровнях управления. Только в этом случае «стихия рынка» будет введена в свои «берега» во избежание свойственных рынку периодически повторяющихся кризисов.

Все это стало уже аксиомой для передовой политической, экономической и социальной мысли формирующейся науки «обществоведения». Эта мысль должна быть руководством и для управления лесами и лесным комплексом на разных структурных уровнях государства. Это подтверждает и практика промышленно развитых стран, в т.ч. например, США и Финляндии, где выработке национальной лесной политики на основе взаимосвязанных программ (на уровне страны, отдельных крупных частей и районов) уделяется исключительно большое внимание начиная со второй половины ХХ столетия.

Что же касается лесного законодательства, то не оно должно диктовать лесную политику, а наоборот, именно национальная лесная политика внутри ее должна вырабатывать для своей реализации формы и условия законодательного обеспечения. Именно на основе НЛП удастся выправить изъяны существующего Лесного кодекса и представить его только в том виде, который будет адекватен НЛП.

НЛП, как и стратегические программы на основе ее, рассматриваются в долгосрочном отрезке времени (20-40 лет), ибо только в таких отрезках времени возможно решение фундаментальных проблем и оценка их последствий. Но при этом принимаемые решения уточняются через каждые пять лет с учетом происшедших изменений в окружающей государство внешнеполитической среде и внутри самого государства.

В заключение хотелось бы пожелать разработчикам НЛП на первом этапе главное внимание уделить организационной стороне дела с учетом преемственной связи с отечественным и зарубежным опытом.

Н.А. МОИСЕЕВ, академик РАСХН

Источник: http://lesvesti.ru/news/expert/2115


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 06 сен 2012, 04:20 
Не в сети
Эксперт

Зарегистрирован: 19 май 2012, 14:04
Сообщения: 130
"Назовем отдельные причины, тормозящие развитие реального сектора экономики, в т.ч. лесного. Прежде всего, это ориентация экономики в основном на вывоз сырья и первичных продуктов его переработки на внешние рынки. Причина одна – свернутость внутреннего рынка потребления до недопустимого минимума из-за неплатежеспособности большей части населения.

Чтобы отдать приоритет внутреннему рынку, а именно на этом и делают акцент главы нашего государства, надо, прежде всего, поднять доходность населения не только за счет повышения занятости, но и путем снятия социальных перекосов при существующем несправедливом распределении национального дохода между так называемыми «работодателями» и «наемной рабочей силой». Сегодня соотношение их доходов, по официальной статистике, соотносится как 1:17, а по неофициальной, но фактически имеющей место – 1:30-50. Этот запредельный перекос в социальных отношениях не наблюдается даже в капиталистических странах Европы и Америки, где он держится в рамках 1:5-10.

Известно, что оплата труда у нас регулируется трудовыми соглашениями между работодателями и наемной рабочей силой, интересы которой представляют отраслевые и «независимые» профсоюзы. Отношения между партнерами в данном случае далеки от справедливых социальных отношений. А потому именно на этом «болевом» участке и надо исправлять положение, которое является «ключевым» для ускорения развития реального сектора экономики.

Мы не будем входить в детали других мер. Назовем лишь давно декларируемый «прогрессивный налог», на возможность введения которого теперь указал и В.В.Путин в своих предвыборных выступлениях. Этот налог также позволит выправить несправедливые отношения основных субъектов социальных отношений и будет служить расширению внутреннего рынка, а, следовательно, и развитию реального сектора экономики."

Согласен с уважаемым Николаем Александровичем по всем пунктам. Особенно в акценте, сделанном на внутреннем потреблении. На Севере области некоторые предприятия держаться на плаву только потому, что нефтяники и газовики берут у них лес на лежневки. Нет они какую-то чать сами пилят, но спрос мизерный. А в свете последней лесопожарной катастрофы, сам видел этот ужас, взять быстро эту древесину не удасться в том числе и по озвученной причине.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
Защита от спама phpBB
Русская поддержка phpBB